Урок
математики
Тема:
Приемы вычислений для
случаев
вида 36-2, 36-20.
2
класс
Учитель:
Понкратова Н.Ф.
Урок
математики.
(урок-сказка)
Путешествие к Снежной Королеве
Тема:
Примеры вычислений для случаев вида:
36-2,36-20
Цель:
Познакомить детей с примерами вычислений для случаев вычислений вида 36-2,
36-20. Совершенствовать вычислительные навыки. Умение решать задачи логического
характера. Развивать познавательный интерес к предмету. Сплачивать детский
коллектив, показать значимость каждого ученика в единой работе
класса.
Ход
урока.
В
класс входит ученица, одетая в костюм Герды.
-
Здравствуйте, ребята!
-
Здравствуйте, гости!
-
Я – Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная королева» Г.Х.
Андерсена.
-
Выпал снег, наступила зима, а я всё ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его
увезла Снежная Королева. Вот отдохну у вас немного и пойду
дальше.
Учитель:
Подожди, Герда, не спеши. Мы с ребятами поможем тебе дойти до Снежной Королевы,
это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, но мы их вместе
преодолеем.
Отгадайте-ка
загадку:
В
каком числе букв столько же, сколько и цифр?
(100)
1.
Опрос
Ветер
на доске разнёс все цифры.
(Объединить
по 3 звезды так, чтобы сумма чисел созвездия составила 100). Чтобы Герде было
идти легче, осветим путь.
Занимательная
математика
Объедини
по три звезды так, чтобы сумма чисел созвездия составила
100.
Пометка
учителя
- Класс
– устный счет
а)
Пяточку 12 лет
Числа 12 и 20
Винни-Пуху
– 20
а) Представить в виде суммы
Мне
скажите, дети, вслух
в виде 2 одинаковых слагаемых
Старше
кто из- этих двух?
6 и 6; 10 и 10
(Винни-Пух)
в виде 4 одинаковых слагаемых
На
сколько лет? Как узнать?
12 = 3+3+3+3; 20 = 5+5+5+5
б)
Просчитайте числа
68, 69, 71, 70,
72
-
Какие числа переставлены (70, 71)
-
Какие это числа? (двузначные)
- Назовите
наименьшее.
-
Дополните до чисел, оканчивающиеся нулями.
Поменяйте
местами цифры, обозначение единицы и десятки
86,
96, 17, 7, 27
– какое число лишнее? Почему?
Заменить
суммой разрядных слагаемых.
Состав
числа 7 – характеристика числа 7.
-
Каллиграфическая минута. Вот семерка кочерга, у неё одна
нога.
Отгадайте загадку.
-
Что за 7 братьев,
годами
равные,
именами
разные
(дни недели)
Сколько
дней в неделе? (7) 7 – не – деля.
На
Руси название дней произошли от порядкового номера в
неделе
Мы
только с парохода
понедельник – начало недель
Мы
только из похода
вторник – 2
Одиннадцать
недель
среда – середина
Гостили
на воде
четверг – 4
А
сколько это дней
пятница – 5
Считай-ка
поверней
суббота и воскресение – пришли
-77-
Какую
цифру использовали для записи числа 7.
- Каллиграфическая
минутка.
Пропиши
цифру 7.
Игра
на внимание (дополнительно)
Цветы.
-
посчитать слова
-
сколько слов с названиями цветов?
-
сколько слов всего?
Разделите
на группы (явления природы, цветы)
Все
изменения, происходящие в природе, называются явлениями
природы.
Ветер
утих, Герда идет дальше, но такой мороз, даже розы все
завяли.
- Математический
диктант.
Мороз
– картинка
-
Сумму чисел 6 и 3 (9) увеличь на 7
16
-
Какое число прибавить к 30, чтобы получилось 70.
40
-
На сколько 80 больше 20.
60
-
Разность 16 и 6 (10) уменьшить на 4.
6
-
1 слагаемое 7, 2-е такое же. Чему равна сумма?
14
-
Запиши число, в котором 7 десятков и 3 единицы
73
-
Сумма двух чисел равна 11, 1 слаг. 4. Найди второе
7
-
На сколько 2 десятка больше 2 единиц
18
-
Сколько см в 5дм
50
Проверка.
Меняются тетрадями. На какие группы можно разделить числа?
А
Герда все идет. Перед ней появляется Ворон.
Ворон
(кивая головой): Кар-Кар! Здрасьте!
Кто
ты, девочка? Что здесь делаешь?
Герда:
Здравствуй, ворон! Меня зовут Герда! Я ищу своего брата
Кая!
Не встречал ли ты его?
Ворон:
Может быть, может быть…
Учитель:
Ворон не говорит Герде, Ворон просит поработать над новым
материалом.
Ворон
принес в клюве новый материал.
36-2,
36-20
- Новый
материал
Зарисуйте
в тетради число 36 (что значит 36, 3 десятка и 6 единиц)
-
Вспомните, как обозначаем десятки?
-
А единицы? (.)
-
Сколько нарисуете ?
(3)
-
А точек?
(6)
Предлагаю
вам вычесть 2.
Что
вы будете делать? (зачеркнуть две точки)
Сколько
единиц останется? (4)
Какое
число изображено на вашем рисунке? (34)
Что
скажете о количестве десятков? (оно не изменилось)
Выполни
эту операцию на числах.
36-2=(30+6)-2=(6-2)+30=34
Как
удобнее вычесть?
Сравнить
рисунок и числа. Получились одинаковые ответы?
Вывод:
Единицы вычитаем из единиц.
Предлагаю
зарисовать число 36 и вычесть 20.
Что
значит 20 (два десятка)
Какое
на рисунке выполним действие?
Зачеркнем
.
Сколько
десятков останется? 1
Что
можно сказать о количестве единиц? (оно не изменилось)
Какое
число изображено на вашем рисунке? 16
Выполним
операцию на числах
36-20=(30-20)+6=16
Вывод:
Десятки вычитаем из десятков.
Работа
по учебнику. Страница 49 – правило.
а)
№ 1 – у доски.
б) № 4 комментируя. (1 ст.)
80
и 6
86-5=81
Самостоятельно 2-ой столбик.
70
и 8
78-60=
Вывод:
Что нужно помнить???
Физкультура.
Продолжение
беседы Ворона с Гердой.
Ворон:
В королевстве, где мы с тобой находимся, есть принцесса. Такая умница! В мужья
она хотела выбрать себе такого же умного человека.
Герда:
Да, это Кай! Он такой умный! Он знает все четыре действия
арифметики.
Ах,
милый Ворон, проводи во дворец.
Учитель:
Пока Ворон ведет Герду ко дворцу, на дороге препятствия.
Задания
по рядам.
1
ряд
2 ряд
3 ряд
Сравнить
выражения
расставить скобки
как вычесть?
45-20
* 45-2
7+(90-60) = 37
№ 6 (1ст)
41+10
* 10+41
(10-3)+40 = 47
карточки (4чел)
Всему
классу.
Как
вы думаете, решение этих уравнений будет разным или
одинаковым?
15
+ Х = 15
или
97 + Х = 100
Х
+ 15 = 15
Х + 97 = 100
Или
круговые примеры (т.стр.39)
30
+ 9 = 39
39 – 6 = 33
37
– 5 = 32
33 + 4 = 37
34
+ 6 = 40
32 + 2 = 34
Учитель:
Но во дворце Герда на нашла Кая.
Герда
отправляется дальше. На неё нападают разбойники.
Маленькая
разбойница: Нет! Я её никуда не отпущу. Я буду с ней
играть.
Это
моя добыча.
Герда:
Маленькая разбойница, отпусти меня, пожалуйста.
Все возьми, только отпусти.
Маленькая
разбойница: Ну, ладно. Ты мне, девчонка, понравилась. Мне жалко тебя отпускать,
но ты смелая девочка, я таких уважаю.
Маленькая
разбойница выпустила на волю и Северного Оленя.
Северный
Олень просит составить задачу по краткой записи.
З.
– 12з.
Голубей – ?
Л.
– ?, на 7з. меньше
Анализ
План
решения
Записать
самостоятельно
Проверка
1)
12
– 7 = 5 (л)
2)
12
+ 5 = 17 (г)
12
+ (12 – 7) = 17(голубей)
Вальс
– снежинки.
Герда
: Милый Кай!
Наконец-то я тебя нашла! Идем скорей домой!
Кай
(не обращает внимания на Герду, продолжает играть
льдинками)
Помогаем
Герде.
Одна
сторона квадрата 6см, а другая на 2см больше. Чему равен Р –
?
(у
квадрата все стороны равны)
Сколько
прямоугольников на чертеже?
Случилось
чудо! Кай увидел Герду. Он услышал её и бросился к ней.
Сердце
его оттаяло. Мальчик стал таким, как прежде, добрым, чутким и
смелым.
МОЛОДЦЫ!
О
73 – 30 Л 39 + 1
Д
82 –50 Ы 8 + 9
О
36 + 2 М 5 + 6
Ц 50 +
37
11
43
40
38
32
87
17
Итог:
Настоящая дружба сильнее могущественной повелительницы царства льдов и
снегов.
Герда маленькая, а сердце у неё
большое. |